Испытания ВАЗ-2108
26.02.2022
Как мы и ожидали, двигатель ВАЗ-2108 заработал настолько тихо, что мы тут же попытались найти на панели приборов тахометр. Тщетно.
Несколько раз перепутав первую и заднюю передачи, трогаемся с места. Несильно покачиваясь на массивных колесах, машина везет нас в Подмосковье, в то место, где было решено проверить ходовые качества вездехода. Сразу обратили на себя внимание усилия на руле: чтобы хоть чуть-чуть повернуть могучие колеса, нужно постараться. Очевидно, именно поэтому разработчики и поставили на машину рулевое колесо увеличенного диаметра.
Едем мы по Москве и... чуть было не теряем правое переднее колесо. Произошло это, к счастью, на небольшой скорости. Как выяснилось, не выдержало одно из сварных соединений ступицы — вероятно, сказалась усталостная нагрузка. Заменив дефектную деталь, мы теперь уже без приключений добрались до места.
Условия проведения этого теста были довольно напряженными. Главная причина тому — мокрый, очень глубокий и тяжелый для продвижения снег. А ведь была заявка на тест драйв Мазда. Уж лучше бы мы воспользовались этим предложением. Ездить на иномарке гораздо комфортнее и безопаснее. Включаем все мосты. Двигатель взвыл, и по не очень уверенному продвижению мы поняли, что нужно включить демультипликатор. Сделано. Машина пошла увереннее, а оптимальным режимом для трансмиссии оказалась вторая передача.
Поколесив по сугробам, пробираемся к замерзшему болоту. Подтаявший снег образовал на некоторых его участках самое подходящее для испытаний покрытие — скользкую и вязкую «кашу». Машина периодически заваливалась на один борт, но продвигалась, хотя реакции на действия рулем были не очень четкими. Виной тому — уводы колес, обусловленные низким внутренним давлением. ^Получается, что на повороте сначала идет деформация шины (вездеход при этом еще некоторое время едет прямо), а уж только затем наступает реальный отклик машины на действия водителя. Причем характер и величина уводов тем больше, чем тяжелее покрытие. Страшного в этом ничего нет, к такому поведению просто надо быть готовым.
Пробовали забраться на косогор. Скользкий снег рьяно препятствовал этому, однако незначительные откосы машина преодолевала. Показалось, что будь на шинах более развитый рисунок протектора, с этой задачей вездеход справился бы лучше. В нашем же случае явно не хватало сцепного веса, да и моментная характеристика двигателя
ВАЗ-2108 в сочетании с примененной здесь трансмиссией для таких упражнений далеко не идеальна: колеса слишком рано срывались в пробуксовку. Вскоре мы оценили еще одно преимущество низкого удельного давления: выяснилось, что резвились мы на очень тонком льду, и неизвестно чем бы закончилась наша одиссея, продави колеса лед чуть-чуть поглубже. Но машину мы все-таки «посадили». Все произошло внезапно. Непроходимым препятствием оказался коварный ручей, в который мы «нырнули» практически под прямым углом, вывесив заднюю часть машины. Возможно, выбрались бы и своим ходом, если бы не три «но». Во-первых, это скользкий снег и лед. Во-вторых, недостаточные сцепные свойства шин. А в-треть- их, — выявился конструктивный минус машины: топливный бак на вездеходе расположен сзади и, поскольку он был заполнен меньше, чем наполовину, топливозаборник «повис» в воздухе, а оставшегося в карбюраторе и топливопроводах бензина хватило не надолго. С другой стороны, при осторожном продвижении, ситуациищодобной нашей, возникать не должно. Кроме того, благодаря небольшой массе в очень многих случаях машина может быть вызволена из плена силами экипажа.
|